Многим людям хоть раз в жизни приходилось выступать перед публикой. Это может быть сопряжено с профессиональными обязанностями, выступление может проходить во время учёбы в университете/колледже, в более тесном кругу друзей, знакомых или членов семьи (на совместном праздничном мероприятии, например). Однако не каждому дано испытывать чувство уверенности в себе и своём таланте перед выступлением на публике. Поэтому ораторы допускают множество непростительных ошибок, которых следует избегать, придерживаясь следующих советов.
590290880
Неосведомлённость естественна
Люди, выступающие перед большими аудиториями, зачастую испытывают страх перед сложными вопросами, которые могут задать слушатели. Поэтому изначально оратор начинает демонстрировать собственное всезнайство и важность, опуская аудиторию таким образом на более низкий по значимости уровень. Это прямое неуважение к своим слушателям, которые обязательно заметят подобное к себе пренебрежение. Выступающему нужно уяснить, что он имеет право что-то не знать по той теме, о которой он говорит, надо просто в этом признаться, а не спасаться нелепыми оправданиями о нехватке времени короткого регламента. Непрофессионализм и некомпетентность – это непростительно для специалиста, но неосведомлённость всегда имеет место в работе любого человека.
Больше искренности
Невозможно убедить публику в своей радости от встречи с ней фразами «Я так рад, я так счастлив!», если при этом на публику направлено угрюмое лицо или если взор уткнулся в текст выступления. Нужно обязательно согласовывать свои слова, интонации, жесты, выражения лица с теми смыслами, которые в них изначально закладывались. Слушатели не упустят подобных несоответствий, это воспримется как акт прямого неуважения к публике: «Рад Вас видеть!» с презрением в глазах. Поэтому во время приветствия нужно просто улыбнуться, можно даже поприветствовать аудиторию с помощью рук, если это уместно (сделать пару взмахов или раскрыть обе ладони в знак дружелюбного настроя – так делают многие политики). В том случае, когда волнение или страх перед выступлением усиливаются, необходимо не выдавливать улыбку, а честно признаться слушателям в своих чувствах, но не стоит увлекаться такими признаниями.
Нужно забыть об извинениях и оправданиях
Если краткое объяснение своего волнения превратить в растянутое по времени оправдание, публика начнёт сомневаться в необходимости своего присутствия на данном выступлении. Оратор плохо говорит, постоянно запинается, забывает слова, имеет небогатый опыт выступлений, не в состоянии справиться с волнением, и сам в этом признаётся. Пришедшие на выступление просто захотят его покинуть.
Извиняться перед слушателями – это заведомо проигрышная позиция. Извиняющийся человек призывает к милосердию, прощению, сочувствию, так выступление рискует обернуться исповедью. Слушатели вряд ли планировали так провести время на данном мероприятии. Если в выступлении имеются определённые недостатки – некачественное визуальное сопровождение (слайды), болезненный вид выступающего – нужно просто произнести: «Мне жаль!» или «Я сожалею!» Так публика останется не вовлечённой в погрешности проходящего мероприятия, на котором она – только слушатель.
Работа глазами
Оратор один, а слушателей много. Они все (или почти все) смотрят преимущественно на него. А если выступающий постоянно направляет взгляд на одного человека или прячет глаза, глядя в потолок/пол/текст выступления, аудитория решит, что человек с трибуны разговаривает сам с собой или с самым заметным для него слушателем. Это недопустимо. Поэтому нужно иногда «обходить» взором всю аудиторию, чтобы поддерживать её интерес не только к самому выступлению, но и к его автору.
Исключение слов с отрицательным значением
Особенность речи заключается в том, что она воспринимается на слух, у её адресата нет возможности вернуться к сказанному (как при прочтении), чтобы выяснить, правильно ли понят смысл. Поэтому нужно подходить к составлению текста устного выступления с особой ответственностью. Не следует увлекаться произнесением слов, сопровождаемых частицей «не». Это связано с особенностью человеческого восприятия речи, которое расшифровывает сначала смысл отдельных слов, и только потом появляется осознание смысла всего предложения. И если произносить, например, «поможет не заболеть…», «не позволит развиться страху…», «здесь учатся не глупые дети», то в памяти слушателей отложатся такие воспоминания о сказанном: речь шла о болезни, страхе, глупых детях. Поэтому важно обращать внимание на такие обороты речи и вовремя суметь их перефразировать.
Живость речи
Оратор должен постоянно находиться на связи со своими слушателями, а для этого необходимо следить за дикцией, громкостью речи, за её живостью и выразительностью. Однообразно произносимые слова, их невыделенность утомляют даже самого заинтересованного слушателя, непроизвольно внимание ослабевает. Нельзя допускать превращения выступления, даже самого информативного и полезного, в сплошной поток слов и предложений. Надо уметь расставлять акценты.