Как передаются семейные сценарии? Этот вопрос, думаю, возникает у многих. А может быть мы совсем не связаны с тем, что было в наших семьях раньше и полностью свободны от сценариев предков?
Семейное наследие
Вот что говорят исследователи. Карл Юнг писал: «Тяжелейшее бремя ребенка — непрожитая жизнь родителей». Как это можно понимать?
Родитель, который не реализовал в жизни свои мечты, влечения, не прожил какую — то важную часть самого себя, будет неосознанно ждать от ребенка «исправления» этого.
Ребенок же вынужден нести этот груз ожиданий годами, а порой всю жизнь. Как часто мы встречаем родителей, которые сами так и не став кем — то, не занявшись чем — то, не нашедшим себя — «делают всё» для своих детей, чтобы у них было иначе. Ребёнок же вынужден нести эту родительскую ношу — их «непрожитую жизнь».
Зигмунд Фрейд писал про «тревожащую странность», которую может ощущать человек при столкновении с определенными обстоятельствами, людьми, явлениями в жизни, которые отсылают его к тому, что было «невысказанным и невыраженным» раньше,
«эта бездна, черная дыра» соединяет нас с другими»
— писал он. Его теория коллективной души была о том, что чувства передаются от поколения к поколению в привязке к той или иной ошибке предков, которая больше не держится в сознании. Кажется, что разница в описании трансгенерационного психологического наследия у двух психологов только в том, что Фрейд называл ошибкой то, что Юнг травмой или непрожитой жизнью родителей.
Травмы и ошибки родителей сами являются типичными сценариями нашего коллективного бессознательного или коллективной души. То есть, прожить жизнь без ошибок и травм не возможно, они являются неизбежной реальностью и мы не выбираем — какой будет эта травма, как сильно она повлияет на нас, но можно пытаться созидать из этого опыта что — то новое, обогащая свою психику и жизнь.
Невозможно полностью залечить травму, но можно научиться жить с ней более полноценно.
А можно идти с «рюкзаком » своего наследия от предков, постоянно ощущая тяжесть, так и не открыв его, не воспользоваться его наполнением и может быть, что — то выбросить, положив своё.
А вот еще один взгляд на явление передачи сценариев от поколения к поколению. Наш современник врач — психиатр, психотерапевт, американец индийского происхождения Ашок Беди говорит об этой передаче — как о карме. «Жизнь предоставляет серию выборов. Выборы приводят к действиям. Действия ведут к последствиям. Действие и его последствие — это и есть карма».
Выбор — наиболее «тонкое» место нашего пути.
Мы почему — то выбираем сделать именно так, а не иначе. Выбираем определенных друзей, партнеров, профессию, имена для своих детей… И всё это не только наш личный выбор, но и неосознанный выбор, связанный с историей нашей семьи.
Мне вспоминается яркий случай, приведенный А. Беди про приемную девочку, которую удочерила семья сразу после её рождения. У ребенка возникли серьезные психологические проблемы в подростковом возрасте. И в этот же период, она встретилась со своей биологической матерью.
Способы решения проблем, поведение этой женщины оказались точно такими же как и у её ребенка, которого она никогда не воспитывала.
Действительно, сценарии прошлых поколений могут иметь место даже без непосредственного контакта. И такая закономерность еще раз говорит о том, что передача происходит независимо от нас. И то, что нам остается — иметь с ней дело в своей жизни.
А. Беди пишет, что энергетические поля, которые возникают в семье передаются от родителей детям. Родителями в семье создается некий психо — эмоциональный шаблон, который организует аналогичные эмоции и реакции у детей.
Так устанавливается энергетическое поле, которому со временем не нужно материального воплощения.
Мы сами выбираем — иметь дело или нет с своей душой, со своей психикой, с семейным наследием и для этого у нас есть множество разных способов, систем, подходов. И кажется, что западным людям более понятен психотерапевтический подход — способ взаимодействия со своей душой с помощью другого (психотерапевта).
Можно сказать, что взаимодействие с внутренним происходит через обращение во вне, Система йоги больше похожа на путь к себе через себя, через тело, духовные практики. Человеку нужен только он сам, чтобы решать внутренние задачи, сбалансировав энергию чакр, двигаясь к духовному росту.
Эти способы в итоге — про одно и тоже — про способ путешествия в глубины собственной души.
И этот выбор доступен каждому из нас.
В Библии говорится «Родители съели зеленый виноград, а у детей появилась оскомина на зубах». Эта идея также про межпоколенческую связь, про то, что жизнь родителей сказывается на жизни детей.
Изгнание из рая Адама и Евы в этом смысле может выглядеть как травма, ошибка, выбор, карма наших далеких предков, который до сих пор проживается нами. Эта травма выражается в том, что люди вынуждены искать потерянный рай снова и снова, пытаясь соединить в себе человеческое и божественное. И это, с одной стороны — испытание, с другой стороны — возможность соединит ь в себе разные полюса, найдя в этом процессе свой индивидуальный путь.
Исследовать сценарии, травмы, невысказанное, карму своей семьи нам нужно для того, чтобы идти дальше, а значит жить интереснее, более полноценно, обогащая свой личный опыт и одновременно дополняя опыт своей семьи.
Ощущать себя самим собой, одновременно являясь частью своей семьи — это может быть результатом такой работы.